Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей
целостной личности, самостоятельной и ответственной.
Интуитивно дети
отличают добро от зла, понимают ценность честности и доброты, но на практике, к сожалению,
приходится видеть другое: как дети проявляют грубость и жестокость по отношению к сверстникам,
родителям, природе. Поэтому очень важно с ранних лет уделять внимание формированию у них духовно – нравственных
представлений, воспитывать доброту, милосердие, уважение к старшим,
сострадание к больным людям и любовь к миру природы, желание беречь её и
охранять.
Проблемы духовно-
нравственного воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов-психологов. Такие
выдающиеся педагоги, как В. А. Сухомлинский, Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова
и др. занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления
духовно- нравственного воспитания в ДОУ.
Духовно-нравственное
воспитание в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни,
которое обеспечивает устойчивое, гармоничное развитие человека и включает в
себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других
качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Как же можно прививать
духовные ценности дошкольникам? Это можно сделать посредством чтения
художественной литературы.
Художественная
литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир
человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение,
обогащает эмоции и даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Роль русских народных
сказок в воспитании детей, становлении их духовного и нравственного мира неоценима. Благодаря им раскрываются такие
понятия, как добро и зло, честь и достоинство,
затрагиваются морально-этические стороны жизни. Нравственные понятия,
ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и
взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны,
которыми регулируются желания и поступки детей.
Сказка входит в жизнь
детей с малых лет, сопровождает их на протяжении всего дошкольного детства.
Психологи справедливо называют дошкольный возраст возрастом сказок.
Необходимо доносить родителям
воспитанников о значимости чтения сказок
детям. Для чтения целесообразно использовать время перед сном, когда ребёнок и
родители готовы к спокойному общению друг с другом и книгой. Это займёт немного
времени. Но зато оно будет проведено с пользой!
Слушая сказку, ребёнок
имеет возможность образно представить картину событий, которые происходят,
героев, как они выглядят, во что одеты, как себя ведут, может пофантазировать:
поставить себя на их место. Благодаря этому у него развивается воображение. А
это очень важно. Ребёнок по ходу событий переживает за героев, которые попадают
в беду, и радуется за них, когда всё хорошо заканчивается.
Ребёнок
осмысливает поведение героев, для себя
решает, что хорошо, что плохо, учится на примере героев, как вести себя в той
или иной жизненной ситуации. Он выбирает для себя пример для подражания. Как
правило, это положительный герой литературного произведения, сильный, смелый и
добрый.
Именно таким образом,
возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом
плане, обогащается личный опыт ребёнка.
Есть сказки, которые
целиком посвящены духовно-нравственным проблемам, а, значит, их смело можно использовать в педагогической практике с целью формирования у детей
духовно-нравственных ценностей и принципов: «Два жадных медвежонка»,
«Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», «Как собака друга искала», «Мальчик с
пальчик» и многие другие.
Во время чтения книг
происходит развитие речи ребёнка: он узнаёт много новых слов, образных
выражений. Язык сказок, как правило, богат
афоризмами, эпитетами, очень выразителен и поэтичен. В сказках много песенок, стихотворных
строк, которые легко воспринимаются и запоминаются детьми.
По ознакомлению
дошкольников со сказкой можно использовать такие методы, как:
1.Чтение сказки, когда
воспитатель читает текст. Для лучшего
понимания смысла сказки, для представления образа героев необходимо использовать иллюстративный материал. Надо учить
детей представлять в воображении героев, как на основе иллюстраций, так и на
основе авторского слова.
2.Рассказывание, когда
воспитатель в свободной форме повествует содержание сказки. Можно использовать
показ сказки на фланелеграфе. Для этого
понадобятся персонажи сказок, выполненные из фетра или картона.
Для формирования
восприятия сказки можно использовать такие приёмы, как:
1.Выразительность
чтения. Очень важно, чтобы речь воспитателя была эмоционально окрашена и
выразительна. Для этого можно использовать мимику, жесты, интонацию.
2.Повторное чтение.
Сказки всегда интересны детям. Они с удовольствием слушают их повторно. При
повторном чтении можно использовать модели.
3. Выборочное чтение.
Для лучшего усвоения содержания можно повторно зачитать наиболее значимые и
яркие отрывки из сказки.
4.Драматизация. Можно
привлечь детей. Дети выбирают себе героя
сказки, входят в мир воображаемых обстоятельств, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их
образе, переживают, испытывают новые для них чувства.
5.Беседа. Цель беседы —
уточнение понимания содержания сказки, осознание средств художественной
выразительности. Необходимо продумать
ход беседы, включить в неё вопросы по содержанию сказки, а также, с целью дать
оценку поступков героев.
Также можно
организовать творческие мастерские, предложить детям нарисовать, слепить,
сконструировать из бумаги и картона, из природного материала сказочных героев,
передать их образ, черты характера, особенности поведения. По итогам оформить
выставку творческих работ. Благодаря результатам продуктивной деятельности
ребёнок учится выражать своё отношение к литературному произведению, его герою.
Общечеловеческие
ценности прививаются детям и закладываются в их понятии при знакомстве с пословицами и поговорками.
Это особый жанр, который способствует формированию духовно-нравственных
понятий. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные
жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки. В них ярко выражен
нравственно-поучительный характер. Поговорки и пословицы содержат целый комплекс
продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о
формировании личности, о духовно-нравственном воспитании. Пословица более
понятна ребёнку вследствие того, что поучительный смысл поделён на части: «Хочешь есть калачи – не
лежи на печи», «Доброе дело — правду говорить смело». А поговорка даёт ребёнку
выразительную эмоциональную оценку: «Маленький, да удаленький».
Фольклорные
произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития
детей. В программу для чтения входит большое количество потешек, песенок,
прибауток. Образность и поэтичность помогает детям представить мир природы,
образы животных. Природа в фольклорных произведениях благодаря художественному
слову, как бы оживает: «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-вёдрышко
обогрело телят, ягнят да малых ребят».
Описание животных не только поэтично, но и образно:
«Курочка-рябушечка, куда ты пошла?», «Кисонька – мурысонька, ты где была?»,
«Сорока - белобока кашку варила», «Пошёл котик на торжок» и т.д.
Необходимо у детей с
раннего возраста формировать
положительное отношение к фольклору, поэзии, учить эмоционально воспринимать стихи, понимать
содержание поэтических текстов, связывать его с реальными картинками природы,
чувствовать ритм стихотворной речи и
обогащать словарь детей образными словами и выражениями: «снежинки-пушинки»,
«снег летает, кружится, танцует», побуждать выражать свои впечатления в
самостоятельных высказываниях. Чтение стихотворений о природе необходимо использовать
в тесной связи с непосредственными наблюдениями. Таким образом, детям будут
понятны не только сезонные изменения в природе, но и чувства, настроение,
переданные автором.
Итак, можно сделать
вывод, что целенаправленное и системное использование произведений
художественной литературы является благоприятным средством, которое
способствует духовно - нравственному воспитанию дошкольников. Развивая у детей
умения эмоционально воспринимать прекрасное, чувство сопереживания героям
литературных произведений, мы воспитаем духовно развитые, гармоничные личности.
Очень полезное направление работы! Действительно, сколько ценного заложено в худ. литературе, но как мало ее читают детям. Спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо за отзыв,Алёна
УдалитьСпасибо, Наталья, за интересный материал!
ОтветитьУдалитьБлагодарю за внимание к работе и комментарий.
УдалитьПример с "мальчик с пальчик" не считаю уместен: родители отвели детей в лес...Вам не кажется. Я за здоровую критику,не обижайтесь
ОтветитьУдалитьСпасибо за отзыв.
УдалитьИменно на примере сказки "Мальчик с пальчик" можно дискутировать с детьми о таких понятиях, как "хорошо" и "плохо", о добре и зле. Мальчик с пальчик, по мнению детей, герой.Он смелый,находчивый,думает о других, духовно богат.